Все побежали — и я побежал: кому нужны онлайн-марафоны, а кому они только навредят


Приблизительное время чтения: 4 минут(ы)

Фото: Getty images

В ожидании чуда

Может показаться, что онлайн-марафоны — недавний тренд, который возник буквально у нас на глазах. Однако предтечи современных онлайн-курсов появились еще в 20-30-х годах в США: во время Великой депрессии огромным спросом начали пользовать книги о саморазвитии, достижении целей и «соблазнении» денег.

«Мыслите категориями успеха», «сделайте из лимона лимонад», «живите так, словно уже добились желаемого», «будьте позитивны в мыслях и на деле», «общайтесь с теми, кто преуспел» — на современных марафонах говорят то же, что писали самопровозглашенные коучи сто лет назад. Почему же мы продолжаем покупать мысли, срок годности которых давно истек?

По статистике, каждый двадцатый россиянин проходил курсы, позволяющие изменить жизнь или исполнить свои желания, а каждый шестой хотел бы это сделать.

Трудности выбора

Ты когда-нибудь слышала фразу: «Я девочка, я не хочу ничего решать, я хочу платье»? Или, может быть, даже говорила? «На научном» это называется экзистенциальным страхом перед жизнью: мы боимся бесконечного и неконтролируемого хаоса, которым она является.

Найти в нем путь непросто: попробуй, разберись, почему Гайдар в 14 лет полком командовал, а у тебя в 35 из подчиненных — только живущая в офисе кошка. Поэтому мы так охотно платим за марафоны, которые продаются под видом надежных дорожных карт: делай, как сказали, и обязательно получишь нужный результат.

Напрягись, не напрягаясь

На самом деле каждая из нас отлично знает, как добиться желаемого. Хочешь похудеть — меняй рацион. Нужно больше денег — ищи другую работу или осваивай новую профессию. Мечтаешь выйти замуж — заведи анкеты на всех сайтах знакомств и найди «мужское» хобби, чтобы знакомиться оффлайн.

Марафоны тоже анонсируют упорную работу, но выглядит она иначе. Сходи в салон и посиди в дорогой машине. Расспроси знакомых о том, как они достигли успеха. Заведи доску желаний. Чем проще, тем лучше: например, один популярный марафон похудения получил неофициальное название «Сушка на бургерах» — к чему вырабатывать новые пищевые привычки, когда можно просто на пару месяцев урезать порции привычной еды?

Getty images

Получи всё, что хочешь

Но самое сладкое обещание, которое дают марафоны, совсем другое — нам говорят, что можно стать какой угодно и призвать в жизнь любые блага: миллионы на счет, кубики на пресс, принца в ЗАГС. Это главная ложь: не всем дано быть бизнесменами, не каждая способна переучиться на Java-разработчика, а если природа задумала тебя, чтобы останавливать коней на скаку, то ты раньше умрешь от истощения, чем похудеешь до 42-го размера. В глубине души все это понимают — и всё же многие проходят марафоны до конца, а потом записываются на новые. Но почему?

«Все лгут»

Дело во лжи — создатели марафонов прибегают к ней постоянно. Иногда откровенно врут, показывая выдуманные истории успеха: смотрите, это Маша, два месяца назад она питалась просрочкой, выброшенной из магазина, а теперь купила квартиру в Москва-Сити! Чаще это полуправда — например, участников просят оставить отзывы на середине курса, когда они полны энтузиазма и надежд. Всё это перемежается уловками: не просто так надо записать не одно, а несколько десятков желаний — хоть какое-то, да сбудется, и ты уверуешь.

Нас подставляет даже собственное тело: гормон поощрения дофамин, который дарит приятное чувство эйфории, начинает вырабатываться еще до достижения цели — достаточно просто о ней думать. Иными словами, быть «внутри» марафона приятно, и повторять этот опыт хочется снова и снова. И, наконец, все мы выросли с установкой, что начатое надо доводить до конца, и потому очень часто не бросаем курсы, думая, что секрет успеха — где-то там, в самом финале.

Кому нужны марафоны?

Стать «кейсовой» Машей, которая купила квартиру в Москва-Сити, можно только одним способом: оставив резюме в базе актеров. Тем не менее, марафон может принести пользу тем, у которого есть измеримая и реалистичная цель и план по ее достижению, но не хватает поддержки — комьюнити людей, которое скандирует: «Мы в тебя верим!» дорогого стоит. Другие участники останутся на том же расстоянии от желаемого и пойдут к нему после тренинга сами и уже налегке — с опустевшими карманами.

Еще больше интересных материалов — в нашем .

Источник


Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *