Настенька vs Марфушенька: кого из девушек сочли бы красавицей на Руси


Приблизительное время чтения: 8 минут(ы)

«Нет, не принцесса». — «А кто же?» — «Королевна!». Кто из нас не смотрел замечательную киносказку Александра Роу «Морозко» и не смеялся на Марфушенькой-душенькой со свекольными щеками и косой, купленной на базаре? Но что, если мы скажем тебе, что всё не так просто, и красота женщин на Руси оценивалась совсем иначе, чем сейчас?

Настенька vs Марфушенька: кого из девушек сочли бы красавицей на Руси

Огромные глаза, легкий румянец, чистая нежная кожа, соболиные брови… Именно так выглядят русские красавицы на картинах художников XIX века. Однако это, увы, вымысел, который с большой вероятностью не имеет ничего общего с реальностью.

Каким был идеал красоты женщин в Древней Руси — с IX до середины XIII века, — мы не знаем, однако, начиная с XV века, сохранилось много источников информации — в том числе воспоминания иностранных путешественников, посещавших Московию и делящихся своими впечатлениями о московитах. Гости очень удивлялись тому, каких мужчин считали красивыми (например, с огромным животом — разумеется, в сочетании с широкими плечами), однако по поводу женщин единодушно признавали: девушки невероятно хороши собой.

«Таковые с лица столь прекрасны, что превосходят многие нации. Они стройны телом и высоки, поэтому длинные, доходящие сверху до самого низа одежды сидят на них очень красиво», — так, например, писал о русских женщинах немецкий путешественник и мемуарист, автор «Записок о Прибалтике и Московии. 1666—1670 годы» Ганс Мориц Айрман. «Красиво сложены, нежны лицом и телом»,— поддерживал его историк Адам Олеарий в «Описании путешествия в Московию и Персию». Вот только было одно маленькое «но», которое, по мнению иностранцев, всё портило.

«И глаза, шею и руки красят разными красками, белою, красною, синею и темною»

По мнению приезжих, московитянки сами же портили свою внешность обилием косметики. Олеарий, например, писал, что «в городах женщины румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригорошнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску».

Кого-то напоминает, верно? Ту самую Марфушеньку с ее белым лицом, черными полосками над глазами и яркими кругами под скулами. Олеарий был не единственным, кто говорил о подобных канонах красоты женщин на Руси. Ему вторили и другие «туристы»: «Женщины в Московии имеют рост стройный и лицо красивое, но врожденную красоту свою искажают излишними румянами», — писал в XVII Иоганн Корб — секретарь посольства, отправленного императором Леопольдом I в Москву. «Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски. Брови они раскрашивают в чёрную краску под цвет гагата», — это слова Энтони Дженкинсона, который путешествовал по России в середине XVI века.

Настенька vs Марфушенька: кого из девушек сочли бы красавицей на Руси

Удивительно, но факт: идеалом красоты женщин на Руси была бы скорее Марфушенька. Фото: кадр из фильма «Морозко»

Но более всего поражало иностранцев, что мужья всячески поощряли злоупотребление косметикой. «Едва ли не самый беднейший во всей земле мужчина покупает румяна и краски, позволяя жене это», — удивлялся Джордж Турбевилль в своих «Посланиях из России», изданных в 1571 году. Действительно, на Руси никого не удивляло, когда купец специально ехал на базар для того, чтобы купить супруге белила, румяна и «притирания» — например, «холодец» — спиртовую настойку мяты, которая выступала в качестве лосьона.

Понятие красоты на Руси не просто позволяло использование косметики — фактически оно было обязательным. Например, Олеарий описывал случай, когда «одна русская боярыня, княгиня Черкасская, красивая собою, не хотела румяниться». Над девушкой начали издеваться жены других бояр, а когда это не возымело действия… заставили своих мужей надавить на ее супруга. В конце концов княгиня Черкасская сдалась и стала пользоваться косметикой, как и все остальные.

Но не наговаривали ли путешественники на русских красавиц? Судя по всему, нет — есть и другие свидетельства, подтверждающие, что образ женской красоты на Руси был связан с «пригоршней муки». Протопоп Аввакум, например, писал: «Иные же жонки лицо своё безобразят, и паки красок накладут — ино червлёно, ино бело, ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну». А в 1660-х годах году митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий III изгнал из храма несколько таких «облизьян», а потом и вовсе запретил пускать в церкви «набеленных женщин».

Настенька vs Марфушенька: кого из девушек сочли бы красавицей на Руси

Вряд ли претендентки в невесты царя Алексея Михайловича выглядели так, как на картине Константина Маковского: критерии красоты на Руси сильно отличались от тех, что существовали в XIX веке.Фото: картина «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем»

Как же появились такие традиционные стандарты красоты на Руси?

Почему же архетипическая красота на Руси была такой странной? Заглянуть в головы к девушкам того времени не могли даже современники — им оставалось лишь строить самые разные предположения. Английский писатель и дипломат Джайлс Флетчер, побывавший в России в 1588 году, считал, что жительницы Московии сначала пытаются скрыть дурной цвет лица, который приобрели из-за мороза, а потом прячут морщины, которые появились из-за косметики. Автор книг о Московии Яков Рейтенфельс утверждал, что девушек, не желающих красить лицо, считают слишком надменными — мол, много о себе возомнила, раз уверена, что и без белил хороша собой.

Позже публицист и писатель Николай Чернышевский предполагал, что дело в восточном заимствовании: «Миловидное славянское лицо искажались сообразно восточным понятиям о красоте, так что русский мужчина и русская женщина, могшие следовать требованием тогдашнего хорошего тона, придавали себе совершенно азиатскую наружность и совершенно монгольское безобразие». Русский историк Василий Ключевский считал, что обильный макияж своеобразным образом восстанавливал справедливость, и обычай краситься «делал красивых менее красивыми, а дурных приближал к красивым и таким образом сглаживал произвол судьбы в неравномерном распределении даров природы».

Есть и другая версия: современные исследователи считают, что на представление о красоте женщин на Руси повлиял обрядовый макияж. Например, те же знаменитые египетские стрелки, которые мы до сих пор рисуем на веках, были предназначены для того, чтобы через глаза в человека не проникли злые духи и болезни. Не исключено, что выбеленное лицо, круги на щеках и полосы над глазами когда-то давно тоже считались оберегом от зла, но со временем смысл нанесения «боевого раскраса» забылся, а сам макияж остался.

Какими были критерии красоты на Руси, когда речь шла о фигуре?

Существуют самые разные мифы о женской красоте на Руси, и изящная и стройная Наталья Седых, сыгравшая Настеньку, является воплощением одного из них. В XVI – XVII веках эстетическим каноном была дородность: как, например, сообщает историк Николай Костомаров, живший в XIX веке, некоторые представительницы «прекрасного пола» специально пили водку натощак, чтобы потом во время трапезы съесть больше и набрать вес.

Настенька vs Марфушенька: кого из девушек сочли бы красавицей на Руси

Наталья Седых, сыгравшая Настеньку, слишком хрупкая, чтобы соответствовать эстетике женской красоты на Руси. Фото: кадр из фильма «Морозко»

О том же говорят иностранцы — Иоганн Корб, в частности, жаловался на слишком просторную одежду русских красавиц: «Стан у них также не всегда так соразмерен и хорош, как у прочих европеянок, потому что женщины в Московии носят широкое платье, и их тело, нигде не стесняясь убором, разрастается как попало». Впрочем, когда речь идет о фигуре, эстетике женской красоты на Руси не соответствует ни Настенька, ни Марфушенька — обе слишком «европеянки», чтобы считаться привлекательными. 

Как одевались женщины на Руси

Девушки на Руси любили не только ярко краситься — в почете была и броская одежда. Самыми распространенными цветами сарафанов были темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый, и даже рабочую рубаху для жатвы всегда украшали обильно и богато.

Помнишь, как мачеха вместо платка замотала голову Настеньки половой тряпкой? На Руси такой поступок никого не удивил бы (впрочем, сваты в фильме тоже не выглядели пораженными). Дело в том, что дочерей выдавали замуж по старшинству — была даже пословица: «Через сноп не молотят, через старшую молодку не дают». Поэтому младших сестер намеренно одевали плохо, а лучшие вещи доставались старшим — так родители привлекали к ними внимание парней.

Правдивы и сцены, где Настеньку и Марфушеньку проверяют на «домовитость»: важность красоты у женщин на Руси не стоит преувеличивать — предпочтение всегда отдавали девушке, которая была сильной, умелой и работящей. Так что, скорее всего, эффектную по тем временам Марфушу вряд ли кто-то взял бы замуж — к чему приводить в семью неумеху?

Эволюция красоты женщин на Руси со временем сделала свое дело: мы давно забыли древние критерии привлекательности. Но, возможно, их отголоски еще будут долго доноситься до нас в виде трендов на яркие румяна и брови «как у Кары Делевинь».

Источник


Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *