«Самую любимую песню я почти никогда не исполняю»: Хелависа рассказывает об альбоме «Дикие травы» (у него юбилей!)
Приблизительное время чтения: 7 минут(ы)
7 июня в Зелёном театре ВДНХ группа Мельница отмечает юбилей альбома «Дикие травы». В преддверии большого летнего концерта поговорили с лидером группы Хелависой (Натальей О’Шей) о том, как за 15 лет изменилось ее отношение к альбому, а еще о важности правильного сценического костюма и про пресловутую славянскую хтонь.
Ты абсолютно не склонный к ностальгии человек. Всевозможные юбилеи альбомов – это больше история для зрителей, или всё-таки самой тоже интересно вспомнить старый материал и время, когда он был записан?
Я бы сказала – и то и то. С одной стороны, здорово сделать инфоповод, привлечь внимание зрителей, поставить еще одну галочку в истории группы. А с другой, неплохо и посмотреть нынешними глазами на свой старый материал, попробовать поженить его с новым и, может быть, решить вернуть в регулярные программы какие-то вещи (а какие-то после этого одного концерта снова забыть).
Что больше всего запомнилось тебе из времени работы над «Дикими травами»?
Ну, честно признаемся, во время работы над альбомом я была глубоко беременна. Поэтому большинство моих эмоций вертелось вокруг «когда бы поесть», «а можно мне в туалет» и «ой, она опять пихается».:) Но, конечно, вспоминаются два дуэта — с Никитаевой и Суриной. С Леной Никитаевой мы писали вокал по отдельности, довольно долго и мучительно, а вот с Ирой Суриной сделали буквально с третьего сквозного дубля, причем писались мы вместе в разных комнатах, видя друг друга через стекло.
Все альбомы Мельницы так или иначе связаны друг с другом. Есть ли в последних альбомах какие-то переклички или отсылки к «Диким травам»?
Думаю, все отметили, как песня «Княже» славно вписалась в новую концертную программу между «Царевичем» и «Оберегом». Она, как и «Огонь» с предыдущего альбома, как раз из того пространства славянской хтони, откуда мы взяли, считай, весь «Символ Солнца». А еще мы часто ставим рядом в концертах «Шелкопряд» и «Голубую траву», и не только потому, что у этих двух песен похожий темп и движение. Обе эти песни – о болезненном и страшном процессе творчества.
Фото: Яна Овчинникова
Кто из лирических героев альбомов «Символ Солнца» и «Дикие травы» мог бы подружиться?
Княже и Царевич, конечно! Эти ребята одного поля ягоды (собственно, как и их подруги, лирические героини).
Расскажи о названии альбома «Дикие травы» – как оно родилось? Как лично тебе больше нравится называть альбомы – по строчкам или названиям песен, или придумывать какое-то особенное название?
Мне не очень нравится это название именно потому, что оно взято из строчки песни «Волкодав». Придумала его не я, а тогдашний наш гитарист и директор Алексей Сапков, у меня были совершенно иные версии, которые, увы, в работу не пошли. В принципе я предпочитаю придумывать особенные названия (что и делаю начиная с «Ангелофрении»).
В «Диких травах» было использовано много экзотических инструментов. Помнишь, как они появлялись на альбоме? Какие интересные инструменты хотелось бы еще попробовать записать в будущих альбомах?
Самый интересный приглашенный гость «Диких трав» – это Николай Ооржак, чье горловое «кыргырыаа» и инструменты звучат в песне «Шаман». В принципе, с тех пор мы что только не записывали — и аккордеон, и разнообразные волынки, и струнный квартет… сейчас нам интересно добиваться любых эффектов самим, впятером.
Фото: Яна Овчинникова
В «Диких травах» разнородные песни объединены общим саундом. Сейчас Мельница больше про концептуальные альбомы, которые рассказывают каждый какую-то историю?
Да, «Дикие Травы», как и другие ранние альбомы — это сборники из песен, написанных мной в очень разные годы, некоторые вообще задолго до создания «Мельницы». Но мне нравится скорее идея концептуальных альбомов, и я ее придерживаюсь со времен «Ангелофрении».
Ты не очень любишь играть «Волкодава», но ее невероятно любят зрители. Много ли таких песен в списке хитов, которые всегда ждут? И наоборот, есть ли песни, которые хотелось бы играть – а они не встраиваются в концертные программы?
Конечно, есть хиты, которых люди ждут и очень обижаются, если их нет в программе, воспринимают это почему-то как что-то личное – «На Север», «Королевна», «Невеста полоза»… но мы же не можем их играть постоянно в каждом туре, нам самим тогда эти треки встанут поперек горла. А есть такие вещи, как «Ушба», которую чрезвычайно сложно вставить в тематический концертный сет-лист.
Есть песня или песни из «Диких трав», которую ты спустя 15 лет считаешь недооцененной, или думаешь: «Вот в этой нужно было сделать по-другому»?
Мне бы хотелось, чтобы тогда одним из радийных синглов альбома стал «Шелкопряд». А по-другому сейчас я бы сделала «А если бы он», меня раздражал и продолжает раздражать флер французского шансона, почему-то прицепившийся к аранжировке этой песни.
Фото: Яна Овчинникова
Какая песня из «Диких трав» сейчас нравится тебе больше всего?
Мне всегда нравился «Шелкопряд», для меня именно он центральная песня альбома (а вовсе не «Волкодав»). Но самая любимая – она же самая редко исполняемая, это «Ушба». Еще есть «Кувшин», но в моей голове он больше принадлежит пространству «Ангелофрении» (так же, как «Лента в волосах» скорее принадлежит «Диким травам»).
Как для таких концертов-юбилеев составляются треклисты? Удачно сложился пазл из раритетов и новых песен?
Сначала я выписываю на бумажке весь список песен альбома, потом список тех песен текущей программы, без которых не обойтись. На следующей страничке проставляю номера и начинаю заполнять пустые поля напротив этих номеров, стремясь и поженить старый и новый материал смыслово, и соблюсти технические задачи (например, не ставить вперемешку треки с акустической и электрогитарой). И я всегда подобные вещи делаю вручную.
На прошлом концерте в Зелёном театре ВДНХ были приглашенные инструменталисты – Ольга Глазова и Михаил Смирнов. В этот раз кто-то присоединится к основному составу?
Дааа:) Думаю, зрители будут очень рады снова услышать в составе «Мельницы» виолончель, хотя бы на одном концерте. С нами будет на сцене мой старый друг, прекрасный музыкант Николай Солонович.
Обычно группа едет в тур, обкатывает программу и к московской презентации все нюансы уже отточены. Юбилей «Диких трав» – это эксклюзив, можно ли что-то сделать в таком случае, чтобы «минимизировать риски»?
Да ничего особо сделать нельзя, кроме как по максимуму отрепетировать, а потом уже уповать на милость богов. Чисто технически – по крайней мере мы уже знакомы с площадкой и ее нюансами и сделаем все, что от нас зависит, чтобы накладок со звуком и светом не было, но никогда не знаешь, какие неожиданности могут случиться в процессе.
Отойдем от музыкальных историй. Как сценический костюм влияет на самоощущение на сцене, и какой образ ждать в Зеленом театре?
Я всегда очень тщательно подбираю костюмы под концертные программы, и еще тщательнее — под вот такие эксклюзивные концерты, потому что они должны запомниться слушателям. Сейчас я готовлю нечто, чего зрители еще не видели ни на сцене, ни на фото или видео. И будет надеяться, что погода не помешает мне выгулять эту красоту.