Александра Мареева: «В последнее время я ничего не репетирую, а вновь учусь жить заново»
Приблизительное время чтения: 9 минут(ы)
Красивая, уверенная, сильная — когда она выходит на сцену, замирает весь партер. Ни звука, ни движения. Она в действительности похожа на своих героинь: в русском кокошнике-ободке, в блестящем платье, на своих длинных ногах она врывается в театр на репетицию и заполняет собой всё пространство. Сценическая дива. Александра Мареева — актриса Театра Сатиры на сцене, характерная героиня в кино, а в жизни — вечно спешащая москвичка, которая родилась не в Москве.
Обычно артисты признаются, что мечтали о сцене и славе с детства. А ты?
А я нет. Я поступила в политехнический университет (Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого — прим.) на экономику в энергетике. Там я познакомилась со своей будущей лучшей подругой, ныне актрисой Александринского театра — Анной Селедец. Мы изучали паровые и газовые турбины, химию, реакторы и парогенераторы. Вот я смотрю спустя столько лет — жуть невероятная. (Смеется.) Даже не могу представить, как меня угораздило там оказаться?! Однажды я сказала Ане: «Как было бы здорово попробовать поступить в театральный институт!». Мы узнали про вступительные, выучили по одному стихотворению, басне, прозе и…. И это был полный провал! Я практически сразу забыла об этой идее, а Аня начала серьезно готовиться к поступлению в театральный институт. Глядя на нее, я подумала, что тоже не отступлюсь от своей затеи. После второго курса Политеха мы с Аней поехали поступать в Москву. В Москве я дошла до третьего тура у Константина Райкина в Школе-студии МХАТ, у Валерия Фокина в Щукинском училище и слетела. Аня поступила к Константину Райкину, а я вернулась в Питер. И уже там поступила в театральную академию с первого тура к Григорию Михайловичу Козлову. Григорий Михайлович растил нас в любви к профессии, друг к другу, материалу, сцене и зрителю, и я очень благодарна ему и всему нашему курсу.
Тяжело ли учиться на артистку? Что стало самым сложным?
Я была крупненькой, и первое, что мне сказал мастер курса: «Ну ты же понимаешь, что надо будет худеть? Ты, конечно, характерная, но хотелось бы, чтобы ты была еще и героиней». В течение всего обучения я бесконечно худела.
Фотограф: Дмитрий Гирев
Фотограф: Дмитрий Гирев
Ну, хорошо. Вот закончила актерский, получила диплом, где написано, что ты актриса. А что потом — раз, и стала характерной героиней, появились предложения, съемки?
Почти так. По окончании академии я очень много снималась в кино, а Григорий Михайлович предложил нашему курсу не расходиться и создать театр. Так появилась наша «Мастерская». Как любит шутить директор театра, Михаил Барсегов, «Мастерская» была создана благодаря моим ногам. Он пришел посмотреть наш дипломный спектакль «Старший сын». Я играла соседку Макарскую в красивом коротком платье. Когда он увидел мои ноги, он влюбился в спектакль, с этого началось создание театра. Вообще, до театральной академии я не понимала, что у меня какие-то особенные ноги, и вдруг все стали обращать внимание на длину моих ног— 1 м 12 см. Если серьезно, Григорий Михайлович создал удивительный театр — вот уже 13 лет наша «Мастерская» собирает залы, гастролирует по России и за рубежом.
У тебя успешно складывалась карьера в Петербурге, но ты решила переехать в Москву, это потому, что родного города показалось мало?
Я очень люблю Санкт-Петербург. Я так гордилась своей петербургской пропиской, что не спешила ее менять. У меня даже до сих пор номер телефона петербургский! Все удивляются, когда видят номер: «О, Петербург!». А переехала я по семейным обстоятельствам — потому, что я вышла замуж. Мой муж Алексей Ильин, он тоже актер. Мы познакомились на съемках фильма «Прости меня, мама». До этого я видела Алексея в сериале «Простые истины». На пробах я подумала: «Ой, это же тот самый парень, из детства!». А потом, когда нас утвердили, мы стали общаться и между нами вспыхнули чувства. Это оказался служебный роман. (Улыбается.) Мы попробовали жить и в Петербурге, и в Москве, но оказалось, что мне легче адаптироваться в Москве, чем ему в Санкт-Петербурге.
Фотограф: Дмитрий Гирев
Было тяжело?
Тяжело. Я переехала с Москву в мае 2015 года. Мы ехали с мамой на полностью груженной моими вещами машине, и первое мое впечатление от Москвы — мы въезжаем на Ленинградское шоссе, и вдруг дороги начинают раздваиваться, расстраиваться, их становится всё больше и больше. Я еду и говорю: «Мама, как же можно здесь рулить? Я не понимаю, куда ехать?». Мне было очень трудно привыкнуть к темпу этого города. Такое ощущение, что здесь нельзя остановиться и подумать, нужно всё время бежать. Очень скоро у меня родился ребенок, и я полностью посвятила себя материнству. Мне очень помогали семья мужа и его друзья, но мои родители и мои друзья остались в Петербурге, и мне очень их не хватало. И всё-таки я продолжала ездить в Петербург и играть в спектаклях. Тем более, что в январе 2016 года мы выпустили очень значимый для меня спектакль по роману Михаила Шишкина «Письмовник». Я была соавтором и за роль в этом спектакле получила премию «Театрал», была номинирована на премию «Золотой софит», мы вошли в лонг-лист «Золотой маски». Потом у меня родился второй ребенок. И всё равно я продолжала с детьми ездить играть спектакли в Петербург. Каждый раз, возвращаясь в Москву, я чувствовала себя чужой. Москва не принимала меня. Я почувствовала себя своей и сказала, что это мой город только после того, как стала работать в Театре Сатиры. У меня внутри вдруг что-то щелкнуло. Я нашла новый круг общения, друзей. Помню, как однажды вернулась из Петербурга, и подумала, что там серое низкое небо, всё какое-то очень медленное, а в Москве мне хорошо, я дома.
Спектакль «Иван Васильевич». Александра Мареева с Федором Лавровым и Юрием ВасильевымПо материалам пресс-службы
Твоя уверенность на сцене —она из жизни? Ты такая же?
Какая?
Как Елена Андреевна Серебрякова в спектакле «Дядя Жорж»: красивая, сексуальная, уверенная.
Раньше меня рассматривали как характерную актрису, я не могла поверить, что могу играть шикарных женщин. Но у режиссера и художественного руководителя Театра Сатиры Сергея Газарова есть чутье на артистов. Он же меня ведь совершенно не знал как артистку. Он видел только мою визитку, снятую для кино. Меня ввели в спектакль «Трамвай желаний» на роль Бланш Дюбуа. А дальше Сергей Ишханович посмотрел спектакль и предложил роль Елены Андреевны Серебряковой в спектакле «Дядя Жорж». Я сидела у него в кабинете и не могла поверить, что это происходит со мной. Я потом ему даже на премьере сказала: «Вы же брали кота в мешке». У нас был непростой репетиционный период — первые 2 месяца мы не понимали друг друга и даже уже отчаялись. Но всё случилось! Я вдруг позволила себе быть красивой и сексуальной. Благодаря Сергею Ишхановичу я смогла поверить в то, что могу играть шикарных роковых женщин. Он смог увидеть то, что во мне не видели другие режиссеры. Но в жизни я себя не ощущаю роковой женщиной.
Спектакль «Дядя Жорж». По материалам пресс-службы
Но, по сути, теперь играешь в театре только их. Одна Зинаида Михайловна из «Ивана Васильевича» чего стоит.
Это была непростая работа — мы создавали образ моей героини всей командой. Зинаида настолько ярко существует — она всё время находится в образах и постоянно их меняет. Ты общаешься с человеком в жизни, а его почти всё время переключают, как будто мы смотрим телевизор и переключаем каналы. Я вроде только начинала понимать, как нужно играть, и Сергей Ишханович говорил: «Нет, это не подходит». И до последнего дня, до самой премьеры, всё менялось.
Фотограф: Дмитрий Гирев
Спектакли в театре, съемки в кино, плотный график. А как же личная жизнь, дети? А как же стереотип о безупречной внешности артисток, на это тоже нужно время.
Раньше я много бегала и занималась плаванием. Сейчас у меня всё меньше и меньше сил. Свободного времени у меня практически нет: спектакли в Москве и Санкт-Петербурге. Я посчитала, в ноябре я провела в поезде 8 ночей подряд. В последние полгода мой день строился приблизительно так: я просыпалась, дважды в неделю в 6 утра, так как мои дети ходят на фигурное катание, и они должны стоять на льду в полной экипировке в 8 утра. В другие дни я вожу детей в школу и детский сад. С 9 до 10 утра — это мое личное время: я привожу себя в порядок и еду в театр. С 11 до 15 у меня репетиция в театре. Потом я мчусь в школу, забираю старшего сына, везу его на кружки, и в 19 забираю младшего. А дальше — уроки, ужин, быт. В последнее время я ничего не репетирую, а вновь учусь жить заново. Даже как-то непривычно, что у меня появилось время для себя. В такие минуты я позволяю себе немного полениться, посмотреть сериалы. Это моя беда — как только я начинаю смотреть сериал, то не могу оторваться и смотрю его сразу без остановок до конца. По-настоящему я отдыхаю только на природе. Люблю ходить в походы с палатками, где-нибудь на недельку, а лучше на две. А еще каждое лето с самого рождения отдыхаю у бабушки в Башкортостане. Вот там по-настоящему высыпаюсь. Я начала вновь бегать и достала велосипед. Ездить на велосипеде с плеером по вечерней Москве — это я вам скажу — особый вид удовольствия.
По материалам Елены Зариповой