Как 40 миллионов советских женщин лишились маленького черного платья
Приблизительное время чтения: 4 минут(ы)
СССР Советское прошлое Советская мода Мода СССР
Власти молодого Союза быстро осознали: одежда — это не просто куски ткани, защищающие советских граждан от воздействия внешней среды. Платья, блузки, брюки, пальто и пиджаки — это еще один важный инструмент для формирования «нового человека».
Советские власти понимали: разработкой одежды надо заниматься централизованно.
Начать решили с военных: в 1918 году, в самый разгар Гражданской войны, был объявлен конкурс на создание формы для красноармейцев. А 1919-м при Наркомпросе появилась мастерская «Современный костюм», в которой должны были разрабатываться предметы гардероба, соответствующие новому укладу жизни — удобные, функциональные, лаконичные и без всякого «мещанства».
В первую очередь модельеры принялись за рабочие костюмы — унифицированную форму для людей разных профессий: рабочих, инженеров, хирургов и пилотов. Но в 30-х годах вспомнили и об обычных советских женщинах, а помогло этому крупное международное мероприятие, проведенное в СССР.
Французская торговая выставка
Содержание:
Французская торговая выставка состоялась в Москве в 1935 году. Участвовала в ней и итальянка Эльза Скиапарелли, которая была на тот момент одним из известнейших парижских модельеров и дизайнеров. Ее стенд привлек внимание посетительниц мероприятия: Эльза привезла не только трендовые вещи, но и десятки глянцевых модных журналов, которые привели в восторг советских девушек.
Скиапарелли заметили: женщину пригласили открыть показ мод в новом Доме моделей на Сретенке. Сталин считал, что любая гражданка СССР должна иметь не только униформу, но нарядную одежду, в которой можно пойти, например, в театр — именно такой образ и попросили придумать Эльзу. В западных газетах замелькали статьи: парижанка будет одевать миллионы советских девушек!
Карикатура в журнале Vanity Fair: Иосиф Сталин и Эльза Скиапарелли обсуждают влияние моды на души советских женщин
Маленькое черное платье
Скиапарелли подошла к задаче по-своему. Она создала наряд, который подходил и для работы, и для выходов «в свет»: сдержанное черное платье с высоким воротником. Дополняло его широкое красное пальто с большими пуговицами и черной подкладкой. В качестве головного убора Эльза предложила шерстяную вязаную шапочку с застежкой-молнией.
Попав в Дом моделей, Скиапарелли была шокирована: в нем царили шифон, кружева и бархат. Она представляла себе одежду советских женщин совсем иначе, к тому же понимала: увиденное точно невозможно сделать доступным для каждой девушки в стране, которая только пришла в себя после многочисленных потрясений.
Портрет Эльзы Скиапарелли в современном американском магазине
Идею итальянки отклонили, толком не объяснив, почему: чиновники сослались лишь на то, что слишком заметные карманы привлекут воришек в транспорте. Скиапарелли никогда не жалела об этом: сама поездка в СССР стала для нее вдохновением. Музами Эльзы стали санитарки-парашютистки, увиденные на аэродроме: вскоре она представила в Париже весенне-летнюю коллекцию «Парашют».
Возможно, девушки СССР пожалели бы о том, что им так и не пришлось носить элегантные платья от Скиапарелли, главными правилами которой было соблюдение высочайшего качества и правильности линий и пропорций. Вот только они так и не узнали, чего лишились: платья Эльзы почти никто так и не увидел.
Фото: Legion media,Эдуард Песов/РИА Новости, соцсети