Как научиться говорить “Нет”

Как научиться говорить "Нет"
Учимся правильно говорить “нет”! Наш эксперт: Екатерина Александровская, психолог.

Слово “нет” длиннее, чем “да”, всего на одну букву. Но сточки зрения психологии между ними лежит огромная пропасть. Отказывать в разы сложнее, чем кивать, соглашаться и поддакивать. Из боязни показаться невежливыми, неблагодарными, невоспитанными мы взваливаем на себя лишние обязательства, идем против собственных интересов, тратим драгоценное время и совсем нелишние деньги. Одним словом, портим себе жизнь. Думаете, окружающие оценят эту жертву? Как бы не так! Замечено, что “на все согласных людей” постепенно перестают уважать. Им садятся на шею, абсолютно не считаясь с их мнением. Чтобы не стать жертвой собственной безотказности, научитесь вовремя говорить “нет”…

…коллегам

“Офисные Золушки” — так называют сотрудниц, которые вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, выполняют поручения коллег. “Не подменишь меня в субботу? У меня же семья!”, “Ой, я плохо себя чувствую. Ответишь на пару звонков, пока я сбегаю к врачу?”, “Мне срочно нужно уехать. Ты же сможешь закончить за меня отчет?” — на подобные просьбы типичная Золушка знает только один ответ — “да”. Причин такой безотказности масса: низкая самооценка, желание завоевать любовь коллег, сомнения в собственных профессиональных качествах. Еще одну выделяет наш эксперт — специалист психологического центра ALTERA Екатерина Александровская: “Корни нашей покладистости часто растут из детства. Многие из нас воспитывались в послушании, и теперь мы боимся стать плохими, а то вдруг утратим любовь близких и не очень близких людей”. Последствия почти всегда одинаковы: потеря времени и срывы графиков, что в итоге отражается на профессиональной репутации.

НЕТ! Не стоит отказывать сотрудникам просто из принципа. Взаимопомощь и взаимозаменяемость очень важны на работе. Но если вы чувствуете, что игра идет в одни ворота и вас просто используют, откажите — мягко, доброжелательно и аргументированно. Не просто: “Я не хочу!”, а “Я бы рада помочь, но сама ничего не успеваю/голова болит/у меня назначено важное свидание”.

…начальнику

Обычно руководители не просят, а приказывают. И 20 % офисных сотрудников уверены: отказать боссу — это все равно, что подписать заявление об увольнении. Они, пусть и нехотя, но соглашаются взвалить на себя бремя дополнительной неоплачиваемой работы. Иногда исполнительность и добросовестность действительно вознаграждаются, но довольно часто безотказность вылазит боком: объемы дополнительных обязанностей растут, и вы уже не в силах с ними справиться в течение 8 рабочих часов.

НЕТ! Если нагрузка становится непомерной, для начала поговорите с боссом. Возможно, он просто не в курсе, что вы изнываете под тяжестью дополнительных поручений. Объясните, что из-за непомерной нагрузки страдает качество вашей основной работы. Если же от сверхурочных не отвертеться, попросите, чтобы босс сам расставил приоритеты: что, когда и зачем выполнять. Это поможет вам более равномерно распределить нагрузку.

…друзьям/близким

Зачем нужны друзья и близкие? Чтобы всегда и во всем друг друга поддерживать. Но увы, бывают ситуации, когда наши интересы идут вразрез с желаниями приятелей или родных. Например, у вас просят в долг, а вам самой позарез нужны деньги. Или же просьба противоречит вашим принципам: замужняя подруга умоляет вас обеспечить ей алиби на время свидания с любовником, а вы хорошо относитесь к ее мужу и категорически против измен. Что делать — поступиться своим “я” ради дружбы? Или же отказать? Наш психолог Екатерина Александровская уверена в следующем: “Когда между людьми хорошие отношения, то они в состоянии договориться и объяснить свою позицию и понять позицию другого. Важно ответить самому себе, насколько вы сейчас в состоянии помочь другому. Думаю, стоит отказывать, когда вы чувствуете, что вами манипулируют, пытаются решить за в

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.