Роль запахов в отношениях между мужчиной и женщиной

Роль запахов в отношениях между мужчиной и женщиной
Все мы по-разному реагируем на запахи: для одних этот канал восприятия крайне важен, другие вспоминают о нем крайне редко. Однако независимо от места, которое мы отводим обонянию в своей жизни, оно оказывает на нас невероятно мощное влияние – в некоторых случаях гораздо более значительное, чем зрительная и слуховая информация. «Обоняние – одно из самых первобытных чувств, доставшихся нам от предков, – говорит психолог Мария Андреева. – Наряду с осязанием это наиболее древний канал восприятия. Слух и тем более зрение появились гораздо позже. И если осязание для нас – это что-то очень контактное, то обоняние дает представление о происходящем вокруг на какой-то дистанции. В этом смысле мы реагируем на запахи буквально как животные, в нас включаются очень архаичные механизмы».

Доподлинно известно: запахи могут влиять и на настроение, и на поведение. Этой информацией успешно пользуются западные маркетологи, распространяя в местах продаж ароматы, способные вызывать доверие к продукту и повышать покупательную активность. Запах может служить безотказ-ным инструментом манипуляции. Но как именно работает это «оружие»?

КРЕПКАЯ СВЯЗЬ

Стоит сразу оговориться: воздействие аромата не имеет ничего общего с наркотическим. Оно не является безусловным, все как раз наоборот: запах влияет на нас тем или иным образом именно потому, что мы пропускаем его через призму собственных воспоминаний.

Влияние аромата на человека связано с понятием ассоциативного обучения – процесса, в ходе которого одно событие или вещь неразрывно связывается с другим в результате индивидуального опыта, полученного в прошлом, и образует единую систему. Элементы этой системы могут затем вызывать обусловленную реакцию в других ситуациях. В случае с обонянием это работает так: предположим, человек услышал незнакомый ему запах в больнице, во время операции – то есть в условиях, продуцирующих тревогу. В дальнейшем этот запах станет для него стимулом, вызывающим тревожное состояние даже в ситуациях, когда причин для беспокойства пет.

ПОДНЯТЬ ЯКОРЯ

Большинство реакций на запахи приобретаются в детстве, из-за новизны и выпуклости раннего опыта и впечатлений.

О том, что реакция на запах формируется через ассоциативный механизм, свидетельствуют научные исследования. Причем процесс этот начинается еще до рождения, когда комбинации вкусов материнской диеты «встраиваются» в околоплодные воды, усваиваясь таким образом развивающимся в утробе малышом. Например, было установлено, что дети, чьи матери во время беременное употребляли резко пахнущие продукты – чеснок, алкоголь и табак, вырастая, относились к этим запахам терпимее, чем дети, в чьей внутриутробной жизни они отсутствовали. «Рождаясь, человек первую информацию получает через запахи, – объясняет Мария Андреева. – У малыша еще не работает осязание, но он уже различает вкус и запах. Важно добавить, что последний – важнейшая составляющая вкуса. Если человек, например в результате черепно-мозговой травмы, потерял обоняние, он и вкус чувствовать перестанет. Останутся лишь пять основных: сладкий, кислый, горький, соленый и острый. А тонкости и нюансы окажутся недоступны. Если такому человеку вслепую дать попробовать твердый перец и яблоко, он не сможет отличить одно от другого».

Запахи могут влиять на наше настроение, и следовательно – на поведение. Целый ряд исследований показал: приятные человеку ароматы улучшают настрой, а неприятные, соответственно, портят. Причем эта настроенческая реакция подтверждается и физиологическими проявлениями – электропроводимостью кожи, сердечным ритмом и частотой моргания.

«Не все запахи мы различаем на сознательном уровне, – продолжает Мария Андреева, – но все они влияют на нас абсолютно бессознательно и гораздо сильнее, чем другие стимулы. Они воздействуют на наше состояние, минуя волевой капал».

ЗАПАХ СЕКСА

Наше социальное поведение, в том числе и связан

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.